История становления Haier или как создать качество!

Многие китайские компании вышли из государственного сектора экономики, и Haier — не исключение. Все началось с небольшого завода холодильников в Циндао. Производство было неэффективным и приносило только убытки и долги. Все изменилось, когда во главе предприятия встал молодой и амбициозный Чжан Жуйминь, который решил поднять его на качественно новый уровень.

В целом история Haier нетипична для Китая, хотя компания, как и многие другие преуспевающие сегодня китайские предприятия, начинала с мелкой торговли и производства бытовой техники по западным образцам. Однако до откровенного заимствования и воровства технологий, которые были в то время в Китае не редкостью, Haier никогда не опускалась. Основные идеи реорганизации производства и методы построения технологических линий были выкуплены у немецкой компании Lieberhaier. От унаследованного названия была отброшена первая часть, и под этим новым именем директор Чжан Жуйминь начал активно внедрять новые разработки в жизнь и развернул невиданную для Китая борьбу за качество продукции.

Директор понимал, что основной проблемой предприятия и главной причиной его убыточности было низкое качество производимой техники, в которой обнаруживалось множество дефектов. Надо сказать, что эта проблема в Китае полностью не преодолена и до сих пор, чем и объясняется существование устойчивого представления об изделиях с лейблом “MadeinChina”, как о чем-то второсортном и низкокачественном. Но глава Haier, дальновидный Чжан Жуйминь, начал борьбу с этим негативным явлением и связанными с ним стереотипами еще в 1984 году.

Суть проблемы заключалась в том, что многие работники китайских предприятий считали, что какого бы низкого качества не было изделие, это можно компенсировать ценой, продав товар с большой скидкой. Отношение к работе на производстве было соответствующее. Меры для искоренения этого были приняты самые суровые и решительные. В первую очередь, был разработан свод правил, которые были обязаны соблюдать все сотрудники предприятия. На заводе была введена строгая дисциплина (Чжан Жуйминь — выходец из кругов государственных служащих — понимал особую важность этого шага), а также система штрафов и поощрений. Любая небрежность жестоко каралась. Например, весь Китай обошла история о том, как новый владелец предприятия в Циндао собрал рабочих, выдал им молотки и приказал разбить 76 холодильников, в которых были обнаружены производственные дефекты. И это при том, что стоимость одного холодильника составляла зарплату рабочего за два года. Зато с помощью таких суровых мер успешно велась борьба за качество. При этом Чжан Жуйминь произнес следующие слова: “Если мы не уничтожим эти холодильники сегодня, рынок уничтожит наше предприятие в будущем!”